В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) в редакции, действующей до 01.07.2017, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Таким образом, до 01.07.2017 члены саморегулируемых организаций принимают участие в государственных и муниципальных закупках, а также в закупках отдельных видов юридических лиц в сфере строительства на основании свидетельства о допуске вне зависимости от формирования компенсационного фонда ОДО.
С 01.07.2017 вступают в силу новые редакции статей 52 и 55.8 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ в редакции, действующей с 01.07.2017, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ с 01.07.2017 член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
Таким образом, с 01.07.2017 для участия в закупке на право заключения договора строительного подряда в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в закупках отдельных видов юридических лиц член саморегулируемой организации должен подтвердить внесение взноса в сформированный саморегулируемой организацией компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Частью 15 статьи 3.3 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Кодекса, обязаны привести внутренние документы саморегулируемой организации в соответствие с ГрК РФ не позднее 01.07.2017. Норма части 1 статьи 55.5 Кодекса в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ), устанавливающая обязанность некоммерческой организации до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций разработать и утвердить комплект внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе внутренний документ о реестре членов СРО, вступает в силу с 01.07.2017. Таким образом, к 01.07.2017 СРО обязана привести свои внутренние документы в соответствие с нормами Кодекса в редакции в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, но с отлагательным сроком вступления их в силу, а именно с 01.07.2017.
В соответствии с редакцией нормы пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу с 01.07.2017, технический заказчик представляет собой юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Основываясь на приведенном выше определении, можно сделать вывод, что технический заказчик и застройщик – это разные субъекты строительной деятельности, которые не могут совпадать в одном лице. Вместе с тем пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, содержащим определение понятия «застройщик», предусмотрено, что застройщик вправе передать свои функции. предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. Таким образом, исходя из приведенной нормы, Кодекс не обязывает застройщика в обязательном порядке заключать договоры на осуществление функций технического заказчика, поскольку передача таких функций является правом, а не обязанностью застройщика.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу также с 01.07.2017, функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень), в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь свидетельство о допуске к предусмотренным Перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (группа видов работ № 33 раздела III Перечня). В силу положений части 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. В случае если лицо, осуществляющее строительство, привлекает для выполнения строительного контроля юридическое лицо или индивидуального предпринимателя привлекаемое лицо должно иметь свидетельство о допуске к соответствующим видам работ группа № 32 раздела III Перечня.
Кроме того, обращаем внимание, что Федеральным законом № 372-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, внесены изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления строительного контроля и организации строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 Кодекса.
При этом часть 4 статьи 55.4 Кодекса определяет обязанность саморегулируемой организации сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если не менее чем тридцать членов подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров. Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает право формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае, если менее чем тридцать членов саморегулируемой организации подали вышеуказанные заявления. При этом необходимо отметить, что саморегулируемая организация вправе принять решение об аккумулировании денежных средств для каких-либо целей, однако указанные денежные средства не будут являться компенсационным фондом, правовые последствия, связанные с формированием компенсационных фондов, в данном случае не возникнут.
Согласно части 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 указанной статьи.
Если в течение семи рабочих дней средства компенсационного фонда саморегулируемой организации по заявлению лица, переходящего в другую саморегулируемую организацию, не перечислены, указанное лицо вправе уплатить взнос в компенсационный фонд самостоятельно в размере, установленном действующими внутренними документами саморегулируемой организации, в которую переходит данное лицо. При этом такое лицо вправе также требовать перечисления средств компенсационного фонда в судебном порядке.
Стоимость ведения специального счета, в том числе тарифы по его обслуживанию определяются договором специального счета, заключенным с кредитной организацией.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 55.16 ГрК не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие Кодекса, и следующих случаев:
Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:
Таким образом, ГрК РФ не допускает уплату стоимости услуги по ведению специального счета, заключенного с кредитной организацией, из средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Ассоциация ведет активную работу по обсуждению с банками, соответствующими Постановлению Правительства от 27.09.2016 г. № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», о минимизации или исключении платы за услуги по ведению специального счета (счетов).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит ограничений, запрещающих размещение средств КФ ВВ и КФ ОДО на специальных банковских счетах, открытых в разных кредитных организациях, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации требованиям. Вместе с тем следует учитывать, что согласно части 8 статьи 55.16-1 Кодекса средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера размещаются и (или) инвестируются в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Срок принятия постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» - 2 квартал 2017 года.
В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 вышеуказанной статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 01.07.2017.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 01.07.2021 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьей, о возврате внесенных такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 60 Кодекса осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной статьей 60 ГрК РФ, в отношении таких лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
Таким образом, часть 5 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ императивно устанавливает срок направления уведомления в саморегулируемую организацию.
При переходе лица из одной СРО в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 372-ФЗ, указанное лицо должно подать уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ. Указанное уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации является документом, удостоверяющим волеизъявление члена СРО, и основанием для прекращения членства в СРО, из которой лицо переходит. Документом, подтверждающим факт прекращения членства лица в СРО может служить выписка из реестра членов этой СРО (либо при недобросовестных действиях СРО – копия уведомления с отметкой о его получении уполномоченным представителем СРО или документ, подтверждающий факт доставки указанного уведомления по адресу СРО, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, ст. 54 Гражданского кодекса РФ).
Источник http://www.nostroy.ru
АНО ДПО "ЦПР Профи" проводит обучение по направлениям: |
||
Безопасность строительства |
Проектирование | Инженерные изыскания |
Заполните форму, и мы перезвоним Вам.
Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности