Стратегия развития беспилотной авиации РФ до 2035 года
Стратегия развития беспилотной авиации РФ до 2035 года
20.07.2023
21 Июня распоряжением Правительства РФ № 1630-р была утверждена Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на промежуток до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Что интересного и важного мы в ней нашли?
Предложено классифицировать беспилотные воздушные суда (БВС) следующим образом:
БВС самолетного типа;
БВС самолетного типа вертикального (укороченного) взлета и посадки;
БВС вертолетного типа;
БВС мультироторного типа;
другие БВС.
8 ключевых направлений использования беспилотных авиационных систем:
«Сбор и передача данных, дистанционный мониторинг» – использование оптических, радиолокационных, аэромагнитных, тепловизионных, мультиспектральных, измерительных и других средств для обозначенных целей.
«Осуществление авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов» – входят те же действия, что и в предыдущем пункте, с целью снижения угроз безопасности людей и их собственности.
«Внесение веществ» – операции, направленные на защиту растений, связывание грунтов и нейтрализацию разлива нефтепродуктов. Осуществляются путем распыления жидких, порошкообразных, газообразных веществ, внесения биологических объектов или других средств;
«Аэрологистика» – перевозка любого груза во фюзеляже БВС в наружном контейнере или на наружной подвеске;
«Работы по обеспечению связью» – оперативная организация фрагментов сетей подвижной радиосвязи, ретрансляция оптических сигналов и радиосигналов;
«Образовательная и спортивная работа» – использование БВС для формирования инженерных знаний обучающихся в школах, вузах, не связанных с обучением внешних пилотов и летной практикой;
«Визуальные инсталляции» – одиночные и групповые полеты БВС для демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе с использованием пиротехники;
«Внешние работы» – иная деятельность, которая не была описана выше, например, строительно-монтажные работы, локальная защита объектов, санитарная обрезка насаждений, уборка объектов, пожаротушение, спасательные работы и акустическое вещание.
В перспективе предполагается введение направления «перевозка людей». Станет возможным это только при совершенствовании законодательства в данном вопросе, повышении интереса производителей к сверхинновационным технологиям, готовности общества к роботизации и аэромобильности.
Срок введения таких технологий в России практически невозможно предсказать, поэтому постановка задач и уточнение показателей в направлении «перевозка людей» на момент формирования Стратегии преждевременна.
Анализ российской практики внедрения БВС в производственные и операционные процессы.
В аграрном секторе – в 2 раза возросла производительность труда, на 12,8 % уменьшились издержки на средства защиты растений, удельный рост сбора урожая по отдельным культурам повысился на 10–30 % при увеличении трат на высокотехнологичные обработки на 2–4 %;
На энергосетевых объектах – в 8 раз сократился риск аварий за счет осмотра ЛЭП с помощью БВС, при этом они стали выполнять это в 5 раз быстрее, расход бюджета на обслуживание сетевой инфраструктуры стал эффективнее, снизилось число несчастных случаев в ходе инспекций;
В топливном секторе – патрулирование газопроводов с воздуха на 70 % уменьшило время работ, в 5 раз сократило риски аварий и потери от них, что привело к снижению затрат на работы в 3 раза;
В строительной сфере – денежные расходы на этапе земляных работ сократились на 30 %, итоговый срок строительства уменьшился на треть, вдвое снизились риски обнаружения нарушений на поздних стадиях строительства по причине роста качества строительного и технического надзора;
В области картографии и кадастра – на 20 % уменьшилась стоимость комплексных кадастровых работ, стало возможным определить точное число земельных участков, поставить на учет те, что не были поставлены;
В области управления государственным, муниципальным имуществом – использование БВС помогают находить и ликвидировать нарушения на каждом 2-м объекте в труднодоступных местностях – постановка на учет отсутствующих объектов, выявление объектов, которые существуют лишь на бумаге;
В области экологического контроля – БВС помогают выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов и устранять нарушения на более ранних этапах;
В области геологоразведки – в 2 раза сократилась стоимость полевых работ, стало возможным обеспечение более высокой точности и более быстрого осуществление геологоразведочных работ с применением беспилотных авиационных систем по сравнению с традиционной аэромагнитной съемкой пилотируемым самолетом.
По оценкам экспертов спрос на кадры в сфере беспилотной авиации может достичь 1.000.000 разработчиков, производственников и эксплуатантов БВС к 2030 году.
Для увеличения количества специалистов планируют запускать программы высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3–5 лет. А также создавать системы повышения квалификации работников транспортной сферы и переподготовки специалистов с прикладным опытом в других отраслях – геодезисты, маркшейдеры, агрономы и строители.